|
В начале 1957 г. заведующий кафедрой океанологии
профессор Всеволод Всеволодович Тимонов беседовал с Анатолием Викторовичем
Майером, начальником судовой гидрометеостанции на экспедиционной шхуне
«Профессор Рудовиц». Узнав, что среди многих специальностей, которыми
владел к тому времени Майер, есть и специальность водолаза, Тимонов тут же
пригласил его к себе на кафедру. Майер также без колебаний согласился. Уже
в следующем году четверка студентов-добровольцев отправилась с Майером на
Черное и Азовское моря для выполнения первых экспериментальных работ.
Тогда же в Институте были организованы курсы по подготовке водолазов и
сформирована группа подводных исследований во главе с Майером.
А в 1963 г. Тимонову и Майеру удалось
«пробить» в Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР
разрешение на создание учебной Лаборатории подводных исследований.
Сейчас можно ясно осознать всю плодотворность
союза этих двух людей — В. В. Тимонова, замечательного ученого,
неповторимого человека и талантливого педагога, сразу же почувствовавшего
все богатство возможностей нового — подводного направления
океанологических исследований, всю важность его развития именно в стенах
вуза, и А. В. Майера, человека прекрасно знающего свое дело, пользующегося
огромным авторитетом у студентов и сотрудников, энергичного и
изобретательного организатора.
Широкому участию студентов в деятельности ЛПИ
способствовала умело поставленная учебная работа на курсах по подготовке
водолазов, организатором и «идейным наставником» которых был опытнейший
специалист Д. Р. Крейман,
а также введение дисциплины «Подводные исследования» в учебный план
института.
Большой вклад в развитие Лаборатории внесли Л. А. Жуков - впервые применивший подводные
методы для исследования гидрофизических процессов, Г. Т. Рехтзамер - ученый-практик, внедривший
методы подводной кино-фотосъемки.
«Увидеть самим и показать студентам океан
изнутри» — так определил Тимонов ближайшую цель в самом первом разговоре с
Майером. Это были годы, когда на экранах появились знаменитые фильмы Ж.-И.
Кусто, открывшие широкой публике фантастическое великолепие подводного
мира. Всеволод Всеволодович, для которого эстетические категории имели
огромное значение, безусловно, учитывал эту сторону дела, приступая к
реализации своей идеи. Но он четко видел и другое: новое обширное поле для
научной деятельности, широкий круг важнейших прикладных задач и — именно
на этой основе — богатейшие возможности для подготовки специалистов более
высокого класса.
|